Волшебные помощники

Сказ ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ  читать

 Одного мужика было семеро сыновей, все один в одного, их так и звали - семь Семенов. Пришло им время идти в царскую службу. Царь спрашивает: "Кто из вас что делать умеет?"      
 - Воровать, ваше царское величество, - ответил старший Семен.      
 - Ковать всякие дорогие вещи, краше которых ни у кого нет, - сказал второй.      
 - Птицу на лету стрелять! - сообщил третий.      
 - Если стрелок подстрелит птицу, я вместо собаки ее где хочешь разыщу! - воскликнул четвертый.      
 - Глаз у меня такой острый, ваше величество, что, как поднимусь на высоту, сразу вижу, что в разных царствах делается, - похвастался пятый.      
 - Я умею делать корабли: тяп да ляп, будет готов корабль - в огне не горит, в воде не тонет, еще и по воздуху может полететь потер руки шестой.      
 - Ну а ты какое ремесло знаешь? - обратился царь к седьмому брату.      
 - От какой хочешь болезни вылечу человека! - был ответ.      

     И взял их царь на службу. Прошло какое-то время, царю приспела охота жениться. Пятый Семен поднялся на высоченную гору, глянул окрест - и высмотрел первую красавицу во всем свете, дочь заморского-загорского короля. Рассказал о ней царю, но тот лишь головой грустно покачал: королевна слыла недотрогою, всем женихам отказывала, к ней уже и свататься бросили. Вот если бы похитить ее...      
 - Раздобудьте мне красавицу! - повелел царь.      
     Ну, что сказать братьям? Ответ на царевой службе может быть только один: "Воля ваша, государь!"      
     Шестой Семен взял топор и - тяп да ляп! - построил волшебный корабль. Второй пошел в кузню и сковал золотой убор красоты невиданной. Сели братья на корабль, тот поднялся в небо и полетел в заморские-загорские края. Опустился в тихой пристани, глазастый Семен высмотрел, что сейчас королевна одна в саду гуляет, коваль взял свое рукоделье и вместе с вором пошел во дворец убор золотой продавать. Там мамки-няньки и глазом моргнуть не успели, как вор украл королевну и принес ее на корабль.      
     Отсекли якоря, и взвился корабль в поднебесье. А королевне не по нраву пришлось, что ее похитили, - бросилась она с корабля, обернулась белой лебедью и полетела обратно домой. Тут третий Семен схватился за ружье да подшиб лебеди крылышко. Лебедь вновь обернулась девушкой. Упала она в море и начала тонуть, но за ней нырнул четвертый Семен и сразу вытащил. Опустился летучий корабль на морскую тугую волну, принял на борт королевну и четвертого Семена. Тут пригодился седьмой Семен - вмиг рану королевне вылечил, и привезли ее братья живой и здоровой во дворец к своему повелителю.      
     Увидел ее царь - и только головой покачал.      
 - Нет, - говорит, - ты мне небось во внучки годишься, а то и в правнучки. Не хочу я губить твоей молодой красы. Выбирай себе мужа среди Семенов!      
     А самым бравым среди них был Сенька - корабельных дел мастер, он давно королевне приглянулся. За него она и вышла. И в свадебное путешествие полетели молодые на воздушном корабле. 

     Стрелки-Блискавицы - лишь малая толика того чудесного оружия, которым владеют боги и силою которого могучие богатыри совершают в народных преданиях свои сверхъестественные подвиги.      
     Волшебные стрелы и лук-самострел, топор-саморуб, дубинка-самобойка и кий-бий - непременные спутники сказочного героя. По приказу своего обладателя они устремляются на враждебные полки, побивают несметные силы, а покончив дело, возвращаются к хозяину. Л Сродни им волшебное помело и клюка: где махнет помело, там в неприятельской рати улица, что ни захватит клюка, то и в плен волочет.      
     Кнут-самобой обращает человека в лошадь и разгоняет вражье войско.      
     Палица богатырская (палица-буявица, булава) , полученная героем от умершего отца за ночные посещения могилы, делает его непобедимым.      
     В некоторых сказаниях выведены диковинные кузнецы: что ни удар их молотов по раскаленному железу, то ратник готов - хоть сейчас в бой. Несчетные войска создаются также стуком в волшебный бочонок, игрою в рог и вызовом из сумы.      
     Но, конечно, самое ценное оружие русского богатыря - меч-самосек, или кладенец. Одним взмахом он может поразить целое войско. Обыкновенно герой добывает его из-под высокой горы, где он лежит как драгоценный клад рядом с сокровищами великанов и змеев или погребен под головой убитого великана. Ударяя по громадам туч, словно по каменной стене или скале, тот высекает искру-молнию. Возможно, впрочем, что его называние - "кладенец" - восходит к праславянскому слову "кла-диво" - молот - и напоминает о мифологическом молоте громовержца Перуна. В "Сказании о Вавилон-граде" меч-кладенец называется "аспид-змей". Он наделен чертами оборотня, способен превратиться в змею. Опять напоминание о Перуне - молния могла обратиться змеей.      
     Богатырская сбруя сберегается огненным змеем, без чародейной помощи и немыслимой храбрости ее не добудешь. Зато счастливец, овладевший сбруей, становится непобедимым.      
     Вера в чудесное оружие сохранилась в народе надолго: и по сей день живы заговоры, с помощью которых люди пытались придать своему оружию особенную, колдовскую, неодолимую силу. Вот, например, "Заговор ратного человека, идущего на войну":      
 "Выхожу я в чистое поле, сажусь на зеленый луг, в зеленом лугу есть зелья могучие, а в них сила видимая-невидимая. Срываю три былинки: белую, черную, красную. Красную былинку метать буду за Океан-море, на остров на Буян, под меч-кладенец; черную былинку покачу под черного ворона, того ворона, что свил гнездо на семи дубах, а в гнезде лежит уздечка браная, с коня богатырского; белую былинку заткну за пояс узорчатый, а в поясе узорчатом завит, зашит колчан с каленой стрелой, с дедовской, татарской. Красная былинка притащит мне меч-кладенец, черная былинка достанет уздечку браную, белая былинка откроет колчан с каленой стрелой. С тем мечом отобью силу чужеземную, с той уздечкою обратаю коня ярого, с тем колчаном с каленой стрелой разобью врага-супостата.      
     В моих узлах чародейных сила могуча, сила змеиная сокрыта, от змея двенадцатиглавого, того змея страшного, что пролетел за Океан-море со острова Буяна, с медного дома, того змея, что убит двенадцатью богатырями под двенадцатью муромскими дубами. В моих узлах чародейных зашиты злою мачехою змеиные головы.      
     Заговариваю я ратного человека на войну сим заговором. Мой заговор крепок, как Алатырь-камень".      
     Противники сказочного героя - многоглавые сказочные змеи - тоже владели чудесным оружием, и одолеть этих чудищ нашим богатырям было не так-то просто: едва снесет герой две-три головы супостата, как тот мигом чиркнет по ним Огненным Когтем - и головы вновь срастаются со змеиным телом.

                                                 
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев 

"Русские легенды и предания"

umorashka@gmail.com

ул. Воздвиженка, 3/5, Москва, 119019

© 2016 - 2019 г. by  Umorashka.ru

тел: +7 966 337 52 50 с 9 до 19 часов

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта